Обслуживание морских судов
В консульский округ Генконсульства входят штаты:
Вермонт, Висконсин, Иллинойс, Индиана, Коннектикут, Массачусетс, Миннесота, Мичиган, Мэн, Нью-Гемпшир, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Огайо, Пенсильвания, Род-Айленд.
Функции консульских должностных лиц в отношении морских судов Российской Федерации
Функции должностного лица консульского учреждения при приходе и стоянке судов
Должностное лицо консульского учреждения следит за тем, чтобы в портах, территориальных и внутренних водах государства пребывания в пределах его консульского округа судам предоставлялись в полном объеме права и иммунитеты в соответствии с законодательством государства пребывания и международными договорами, участниками которых являются Р оссийская Федерация и государство пребывания.
Должностное лицо консульского учреждения оказывает содействие и необходимую помощь капитанам судов в портах, территориальных и внутренних водах государства пребывания.
Должностное лицо консульского учреждения должно следить за тем, чтобы капитан судна извещал его о прибытии судна в порт государства пребывания и сообщал сведения об обстоятельствах плавания.
Должностное лицо консульского учреждения должно следить за тем, чтобы капитан судна извещал его о прибытии судна в порт государства пребывания и сообщал сведения об обстоятельствах плавания.
Должностное лицо консульского учреждения имеет право в любое время посетить судно.
Должностное лицо консульского учреждения обязано отмечать в судовой роли изменения в составе судового экипажа, происшедшие во время плавания судна и пребывания его в порту.
Должностное лицо консульского учреждения имеет право:
а) способствовать входу судна в порт, выходу из него и пребыванию судна в порту;
б) выяснять обстоятельства происшествий, имевших место на судне, опрашивать капитана и членов экипажа судна;
в) содействовать разрешению трудовых споров, которые могут возникнуть между капитаном и членами экипажа судна.
В случае приобретения судна за границей консул выдает Временное свидетельство на право плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
Должностное лицо консульского учреждения имеет право получать, составлять или заверять любую декларацию или другой документ в отношении судов Российской Федерации, предусмотренный законодательством РФ или международными договорами РФ.
Должностное лицо консульского учреждения имеет право получать, составлять или заверять любую декларацию или другой документ в отношении судов Российской Федерации, предусмотренный законодательством РФ или международными договорами РФ.
Функции должностного лица консульского учреждения при уходе судов
Должностное лицо консульского учреждения выдает капитану судна свидетельство, если в этом возникнет необходимость, в котором указываются время прибытия и ухода судна, день явки капитана в консульское учреждение, порт назначения, число пассажиров, а также количество, род и место назначения груза.
Если по имеющимся у консула сведениям заход судна в какой-либо порт представляется небезопасным, нежелательным или невозможным, консул обязан предупредить об этом капитана отходящего судна.
В случае крайней необходимости должностное лицо консульского учреждения вправе задержать готовое к выходу в море судно или потребовать отплытия его ранее намеченного капитаном срока, даже до окончания погрузочно-разгрузочных операций. При этом делается соответствующая отметка в судовом журнале с указанием причин задержания или требования немедленного ухода судна.
Функции должностного лица консульского учреждения в случае кораблекрушения или аварии судна
В случае кораблекрушения или аварии судна должностное лицо консульского учреждения обязано принимать все зависящие от него меры к спасению пассажиров, экипажа, судна и груза.
Должностное лицо консульского учреждения принимает от капитана заявление о гибели или повреждении судна или груза либо о предполагаемом повреждении судна или груза, а также составляет по просьбе капитана судна акт о морском протесте.
Акт о морском протесте составляется на основании заявления капитана, данных судового журнала, опроса капитана судна и в случае необходимости других членов экипажа судна. Должностное лицо консульского учреждения заверяет акт о морском протесте своей подписью и гербовой печатью.
Должностное лицо консульского учреждения обязано оказывать содействие пассажирам и членам экипажа судна, потерпевшего кораблекрушение или другую аварию, в том числе в необходимых случаях и в возвращении их в РФ.
Функции должностного лица консульского учреждения в случае болезни или смерти членов экипажа судна
В случае болезни кого-либо из членов экипажа судна в период плавания или нахождения в иностранном порту должностное лицо консульского учреждения обязано оказать содействие в помещении больного члена экипажа в лечебное учреждение государства пребывания.
В случае оставления тяжело больного члена экипажа судна на излечение в государстве пребывания должностное лицо консульского учреждения должно следить за ходом лечения и обеспечить его отправку в РФ.
В случае смерти члена экипажа судна должностное лицо консульского учреждения принимает меры к погребению с должными почестями или отправке тела умершего в РФ. Документы и личное имущество умершего направляются в РФ.
Порядок выдачи временного свидетельства о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации
Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации
Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации является документом, удостоверяющим национальность судна. Свидетельство выдается органом, осуществляющим регистрацию судна, после внесения судна в соответствующий реестр. В Свидетельстве, составленном на русском и английском языках, содержится разрешение на право плавания под Государственным флагом Российской Федерации и указываются технические и другие данные о судне: тип судна, позывной сигнал, идентификационный номер ИМО, порт приписки, место и время постройки, главный материал корпуса, число и мощность машин, главные размеры судна по мерительному свидетельству, прежнее название судна, если оно ранее плавало под иностранным флагом, и прежний порт его приписки.
В случае, предусмотренном статьей 43 Кодекса торгового мореплавания РФ, когда по просьбе собственника судна изменяется порт (место) регистрации судна, регистрация судна в Государственном судовом реестре или судовой книге, ведущихся в новом порту (месте) регистрации судна, удостоверяется вновь выданным Свидетельством о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или судовым билетом.
Порядок выдачи Временного свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации в консульских учреждениях
Владелец или капитан судна обращается в российское консульское учреждение с заявлением о выдаче Временного свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации в следующих случаях:
а) утраты Свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации во время нахождения судна за границей;
б) приобретения судна за границей.
Во Временном свидетельстве кроме данных, которые содержатся в Свидетельстве, указываются: срок действия Временного свидетельства; порт, в котором будет осуществлена государственная регистрация; наименование консульского учреждения Российской Федерации, выдавшего Временное свидетельство.
Временное свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации выдается на срок до шести месяцев. После прибытия судна в порт Российской Федерации Временное свидетельство подлежит сдаче в морскую администрацию порта капитану порта для получения: дубликата Свидетельства взамен утраченного, а в случае приобретения судна за границей - Свидетельства в соответствии с правилами Кодекса торгового мореплавания РФ.
Для получения Временного свидетельства о праве плавания под флагом Российской Федерации необходимо представить в Генеральное консульство следующие документы:
1. Заявку о выдаче Временного свидетельства с указанием наименования владельца и его реквизитов, основных данных и характеристик приобретенного судна (тип и класс, позывной сигнал, идентификационный номер ИМО, место и время постройки, материал корпуса, главные размеры, вместимость, двигатели и их мощность, прежнее название судна, порт его приписки и флаг, планируемый маршрут перехода и новый порт приписки).
В заявке указывается сотрудник организации-владельца судна, агентирующей компании или иное лицо, которому доверяется получение Временного свидетельства. Представляется документ, удостоверяющий его личность.
2. Документ о праве собственности на судно (договор купли-продажи, контракт на постройку судна и др.). В случае оформления документа на иностранном языке представляется его перевод на русский язык.
3. Классификационное свидетельство на судно или акт об его освидетельствовании (акт приема-передачи).
4. Свидетельство о снятии с судна права плавания под иностранным флагом или исключении из прежнего реестра.
5. Документы нового владельца:
* устав;
* учредительный договор;
* свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
* свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации.
Документы представляются в оригиналах или нотариально заверенных копиях.
6. Оплата - "мани-ордер" на $150 (к оплате не принимаются мани-ордера, с момента покупки которых прошло более 6 месяцев).
Оплата за совершение всех консульских действий принимается только в виде "Money-order", выписанного на "Russian Consulate". Наличные деньги и чеки не принимаются.
Образец заявки о выдаче временного свидетельства о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации
Образец заявки о выдаче Временного свидетельства о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации
Морской протест
Общие положения
В случае, если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте.
Морской протест имеет целью обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе, информацию об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах.
Морской протест является одним из видов письменных доказательств, подлежащих оценке судом или арбитражем. Суд или арбитраж оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению. Никакие доказательства не имеют для них заранее установленной силы. В этой связи морской протест особенно важен при рассмотрении требований, возникших в результате происшествий, участниками или свидетелями которых являлись, как правило, лишь работники судовладельца (перевозчика).
Морской протест является самостоятельным способом обеспечения доказательств, который имеет следующие особенности:
а)при рассмотрении заявления о морском протесте не производится осмотр вещественных доказательств и не назначается экспертиза;
б)извещение о времени и месте обеспечения доказательств сторонам и заинтересованным лицам не направляется;
в)капитан и члены экипажа судна не предупреждаются об ответственности за дачу заведомо ложных показаний или за отказ или уклонение от дачи показаний.
Происшествие, выступающее основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, может произойти как во время плавания, так и при стоянке в порту. Большинство происшествий, в отношении которых возникает необходимость в оформлении морского протеста, происходит во время плавания. Например, утрата, повреждение или задержка в доставке груза могут произойти вследствие непреодолимой силы, опасностей или случайностей на море, мер по спасанию человеческой жизни или имущества, пожара, военных действий, столкновения судов, посадки на мель и т.д. В порту судно может быть задержано или арестовано, вход в порт - запрещен в результате карантина, блокады и т.п.
Наиболее часто заявление о морском протесте делается при перевозках груза. Значение морского протеста в этих случаях связано с тем, что согласно действующему законодательству РФ бремя доказывания того, что утрата, повреждение или просрочка в доставке произошли не по вине перевозчика, лежит на нем самом. Делая заявление о морском протесте, перевозчик тем самым переносит на истца бремя доказывания вины перевозчика при утрате, повреждении или просрочке в доставке. Однако морской протест не переносит на получателя бремя доказывания вины перевозчика в утрате груза, если он не содержит указаний на вероятность наступления конкретных неблагоприятных последствий, оказавшихся предметом спора.
Заявление о морском протесте делается капитаном, на которого возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер, необходимых для обеспечения безопасности мореплавания, защиты и сохранения морской среды, предотвращения всякого вреда судну и находящимся на нем людям и грузу.
Заявление о морском протесте может делаться:
а)капитанами морских судов - во время их плавания как по морским, так и по внутренним водным путям;
б)капитанами судов внутреннего плавания, а также смешанного (река - море) плавания - во время плавания их по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозки грузов, пассажиров и багажа с заходом в иностранный морской порт, спасательной операции и при столкновении с морским судном;
в)капитанами судов, находящихся в собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации или эксплуатируемых ими и используемых исключительно в некоммерческих целях (кроме военных кораблей и военно-вспомогательных судов) - при столкновении и спасании;
г)командирами военных кораблей и военно-вспомогательных судов - при осуществлении спасательных операций.
В заявлении о морском протесте должны быть кратко и точно изложены обстоятельства происшествия и указаны конкретные меры, которые предпринимались для предотвращения ущерба или его уменьшения. Описание принятых мер должно представлять собой совокупность сведений о добросовестном выполнении капитаном и экипажем своих обязанностей. Оно не может сводиться к распространенной, но слишком общей формуле «мною и моим экипажем были приняты все возможные меры по сохранению судна и груза, рекомендуемые хорошей морской практикой, однако все наши действия оказались бессильными против воздействия стихии». Например, в заявлении о морском протесте в связи с совершившимися или предполагаемыми утратой или повреждением груза должно указываться событие,
которое повлекло или могло повлечь утрату или повреждение (шторм, перепады температуры), а также меры, принятые капитаном и экипажем к сохранности груза при подготовке судна к рейсу, при погрузке, креплении, во время рейса и т.д.
Заявление о морском протесте должно содержать следующие сведения:
* наименование судна и его флага,
* фамилию капитана,
* наименование судовладельца,
* порты отправления и назначения,
* данные о мореходном состоянии судна,
* наименование груза, обстоятельства погрузки (размещение, крепление),
* данные о рейсе,
* меры, предпринимаемые экипажем во время рейса для обеспечения сохранности груза.
При описании других происшествий приводятся данные об основных маневрах судна. Сведения, излагаемые в заявлении о морском протесте, должны точно соответствовать записям в судовом журнале. Заявление подписывается капитаном судна и заверяется судовой печатью.
Подача заявления о морском протесте в Генеральное консульство
Заявление о морском протесте делается, если происшествие произошло:
а)в портах США в течение 24 часов с момента происшествия;
б)во время плавания судна в течение 24 часов с момента прибытия судна или капитана судна в первый порт США после происшествия.
В случае, если происшествие произошло во время плавания, заявление о морском протесте может быть сделано в момент прибытия судна или капитана судна в порт, не являющийся первым портом после происшествия, с тем чтобы избежать значительных потерь времени и расходов, связанных с заходом в первый порт после происшествия.
В случае, если окажется невозможным заявить морской протест в установленные сроки, причины этого должны быть указаны в заявлении о морском протесте.
Возможность заявить протест сохраняется и после истечения установленных сроков. При обращении в Генконсульство с заявлением о морском протесте после установленного срока капитан должен указать причины, по которым он не смог подать заявление своевременно. Если истечение 24-часового срока наступает в нерабочее время, капитан судна может направить в Генконсульство радио(факсо)грамму с уведомлением о намерении оформить морской протест. Время направления такой радио(факсо)граммы приравнивается к вручению заявления о морском протесте.
Время прибытия судна в порт определяется в соответствии с действующими правилами, т.е. судно должно считаться «прибывшим» - пройти соответствующее оформление карантинными, пограничными и таможенными властями. Время прибытия может также определяться по записям в судовом журнале либо по справке капитана порта. Принимая заявление о морском протесте, консульское должностное лицо делает на нем отметку о времени подачи заявления и установлении личности капитана.
В случае, если происшествие произошло во время плавания, заявление о морском протесте должно быть сделано в первом порту захода судна. Однако иногда в силу обстоятельств рейса делать заявление в таком порту нецелесообразно, например, в случае, если судно заходит в первый порт лишь на непродолжительное время, после чего следует в порт выгрузки.
Заявление о морском протесте в отношении причинения ущерба грузу
При наличии оснований предполагать, что в результате происшествия причинен ущерб находящемуся на судне грузу, заявление о морском протесте должно быть сделано до открытия люков. Выгрузка находящегося на судне груза до заявления морского протеста может быть начата только в случае крайней необходимости.
Поскольку речь идет о предполагаемом ущербе, характер которого еще точно не известен, важно, чтобы заявление об обстоятельствах погрузки, рейса и принятых мерах было сделано до открытия трюмов, т. е. до того, когда экипаж ознакомится с состоянием груза, что сведет к минимуму возможность «подгонки» заявления под уже известный характер повреждений.
Не всегда обстоятельства позволяют отложить открытие трюмов до направления заявления о морском протесте. Например, судно заходит в порт после аварии и требуется срочная выгрузка; груз находится в поврежденном трюме и задержка лишь приведет к его дальнейшей порче; судно, перевозящее скоропортящийся груз, уже задержалось в рейсе из-за тяжелых погодных условий и т. п. Во всех случаях в заявлении о морском протесте необходимо указать причины, которые потребовали начала выгрузки до заявления о морском протесте.
Доказательства
В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с заявлением либо в срок не более чем семь дней с момента своего прибытия, или прибытия судна в порт, или происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить в Генконсульство для ознакомления судовой журнал и заверенную капитаном судна выписку из судового журнала.
В случае гибели судового журнала в заявлении о морском протесте должны быть изложены обстоятельства и причины гибели судового журнала.
До составления акта о морском протесте консульское должностное лицо знакомится с подлинником судового журнала, который является основным официальным документом, где объективно и с достаточной подробностью отражается непрерывная деятельность судна, различные обстоятельства и события, сопровождающие эту деятельность. Одновременно капитан должен представить в Генконсульство заверенную выписку из судового журнала, содержащую факты, изложенные в заявлении о морском протесте, в частности: время прихода судна в порт; открывались ли люки до подачи заявления и, если открывались, чем это было вызвано; обстоятельства происшествия, послужившие причиной для заявления морского протеста и меры, принимаемые в связи с этим капитаном и экипажем. При расхождении данных, приведенных в заявлении о морском протесте, с данными судового журнала судом или арбитражем будут приниматься во внимание данные журнала.
Капитану предоставляется право выбора - направить в Генконсульство заверенную им выписку одновременно с заявлением о морском протесте или сделать это в срок не свыше семи дней с момента прихода судна в порт либо с момента происшествия, если оно имело место в порту. Указанный срок установлен с учетом того, что, с одной стороны, заявление о морском протесте должно быть сделано как можно скорее, а с другой - подготовка выписки может занять довольно длительное время (в зависимости от продолжительности рейса, характера происшествия и т.д.).
В случае гибели судна срок на заявление о морском протесте, а также на представление выписки из судового журнала исчисляется с момента прибытия капитана в Генконсульство.
В случае гибели судового журнала акт о морском протесте составляется в Генконсульстве на основании других документов - подробного заявления капитана об обстоятельствах происшествия и утраты судового журнала, а также показаний свидетелей.
Составление акта о морском протесте
На основании заявления капитана судна, данных судового журнала, опроса капитана судна и в случае необходимости других членов экипажа судна составляется акт о морском протесте, которое заверяется подписью консульского должностного лица и гербовой печатью.
Акт о морском протесте составляется в Генконсульстве сразу же или (по договоренности с капитаном) может быть назначена дата и время его оформления. Опрос лиц из состава экипажа судна производится «в случае необходимости». Вопрос о необходимости опроса членов экипажа решает, как правило, капитан судна. В тех случаях, когда конкретные члены экипажа в процессе исполнения своих обязанностей на судне были очевидцами таких деталей и обстоятельств происшествия, которые не были известны капитану, их показания имеют существенное значение.
Капитаны и члены экипажа других судов не могут опрашиваться в качестве свидетелей происшествия, имевшего место на том судне, в состав экипажа которого они не входят. Если эти лица были очевидцами происшествия, то капитан судна, делающего заявление о морском протесте, с согласия этих лиц (а также сами члены экипажа других судов) может обратиться в Генконсульство с просьбой произвести их опрос. Данные такого опроса не включаются в акт о морском протесте.
Акт о морском протесте должен содержать по возможности дословные показания капитана и опрошенных свидетелей. Особое внимание обращается на полноту и точность записи полученных показаний. Показания членов экипажа сверяются консульским должностным лицом с представленным капитаном судовым журналом. В случае расхождения показаний с записями в судовом журнале консульское должностное лицо предлагает указать причину этих расхождений. Все остальные документы, если они имеются (выписки из машинного и иных журналов, акты о несчастных случаях и т. д.), в акт о морском протесте не включаются и могут быть представлены в качестве самостоятельных доказательств при рассмотрении спора в суде или арбитраже.
При приеме заявления капитана, опросе членов экипажа консульское должностное лицо лишь проверяет сообщаемые ему сведения и сверяет их с данными судового журнала. Консульское должностное лицо не входит в оценку представленных ему материалов.
Акт о морском протесте содержит:
- дату составления акта, фамилию и инициалы консульского должностного лица, совершившего акт, наименование консульского учреждения;
- фамилию, имя, отчество, гражданство и место жительства капитана, сделавшего заявление о морском протесте, название и флаг судна, наименование судовладельца, порт и номер регистрации;
- время прибытия судна в порт;
- время поступления от капитана заявления;
- дату, когда капитан представил в Генконсульство для обозрения судовой журнал;
- описание происшествия и принятые меры (по заявлению капитана и по записям судового журнала);
- описание доказательств, исследованных консульским должностным лицом, которое начинается следующим абзацем: «В соответствии с законами Российской Федерации я ознакомился с представленными мне капитаном данными судового журнала и опросил об обстоятельствах происшедшего капитана (и свидетелей из числа состава экипажа), который показал...»;
- фамилии, имена, отчества, должности, гражданство, место жительства опрошенных лиц, содержание их показаний;
- номер регистрации акта в реестре для регистрации нотариальных действий;
- указание о размере взыскиваемого консульского сбора.
- подпись консульского должностного лица, указание его фамилии, инициалов, должности и оттиск печати Генконсульства с изображением Государственного герба Российской Федерации.
Акт о морском протесте составляется в двух экземплярах: один экземпляр выдается капитану или уполномоченному лицу, а другой - остается в Генконсульстве вместе с письменным заявлением капитана и выпиской из судового журнала.
Оплата - "мани-ордер" на $1250 (к оплате не принимаются мани-ордера, с момента покупки которых прошло более 6 месяцев).
Оплата за совершение всех консульских действий принимается только в виде "Money-order", выписанного на "Russian Consulate". Наличные деньги и чеки не принимаются.